Размышления по книге Дэвида Чалмерса «Сознающий ум», #7
⠀⠀«"Я ничего не понимаю в сознании. Оно кажется мне совершенно таинственным. Но оно должно быть физическим, так как материализм должен быть истинным". Этот взгляд широко распространён, но не в печатных версиях». – В сущности, это материализм как религия.
⠀⠀«Быть может, наша внутренняя жизнь драматически разнится. Быть может, один из нас "когнитивно замкнут" по отношению к интуициям другого. Более вероятно, однако, что один из нас запутался или находится под влиянием какой-то догмы. В любом случае, как только диалектика доходит до этого места, мы оказываемся на мосту, который мы не можем пересечь с помощью аргументации. Здесь мы можем лишь грубо скрестить интуиции, как нередко бывает при обсуждении глубоких философских вопросов». – Такое описание свойственно не «обсуждению глубоких философских вопросов», а религиозным спорам. Сами же споры с их противоречивой аргументацией с обеих сторон свидетельствуют о недостатке (ограниченности) знания и попытке компенсировать этот недостаток формальным логическим выводом, опирающимся на ненадёжное основание из интерпретаций эготипического ума, не имея целостной непротиворечивой картины мироздания.
⠀⠀«Даже в фундаментальных физических законах мы не можем отыскать того "связующего звена", которое и осуществляет всю работу. События просто происходят в соответствии с законом; и, начиная с какого-то момента, нельзя спрашивать "как"… Если такие связи действительно существуют, они совершенно таинственны как в физическом, так и в психофизическом случае». – Почему бы, в таком случае, уважаемым учёным, философам и их аудитории не послушать тех, кто предлагает объяснение этой «тайны»?
⠀⠀«Между сознанием и познанием существуют глубокие и фундаментальные свя́зи… Природа познания является не тем, что не имеет отношения к сознанию, а тем, что занимает центральное место в его объяснении».
⠀⠀«Физическое или функциональное объяснение поведения независимо от сознания… Подобное объяснение может быть осуществлено в терминах, которые даже и не предполагают существование сознательного опыта. Сознание концептуально независимо от того, что используется при объяснении наших высказываний и суждений о сознании». – Другими словами, наше подлинное естество (Сознание) независимо от наших иллюзорных представлений о нём. А обусловленность поведения, основывающегося на иллюзорных представлениях, свидетельствует скорее об отсутствии подлинно сознательного опыта, чем о его наличии.
[ Продолжение следует… ]
Комментарии
Отправить комментарий