Сообщения

Размышления по книге: Роберт Сапольски «Биология добра и зла», #15

Изображение
« Жан Пиаже… сформулировал… четыре стадии развития интеллекта у ребёнка : а) от рождения до ~24 месяцев… приобретают знания только посредством чувственного опыта ; б) от ~2 до ~7 лет… развивается символическое мышление ; в) 7–12 лет… думают логично… способность к обобщению… с абстрактным мышлением ; г) подростковый период… формирование … рассудительности , осознания и контроля собственной мыслительной и психической деятельности ». ==================== Данная категоризация требует крайне важных уточнений: а) В этот период ребёнок в том числе (пусть и неосознанно), осваивает язык, а то и несколько языков, а это далеко не только сенсорное восприятие. б) И логика, и связь причин и следствий – всё это уже́ есть у малыша, проходящего нормальный образовательный процесс, но, разумеется, не в совершенстве. Но в совершенстве этого нет и ни у одного «взрослого»; в) До некоторого уровня обобщения никогда не дорастают в большинстве своём и «взрослые», если только не обучать их...

Чем жить Человеку Разумному?

Изображение
Счастье и истина не входят в число целей общепринятого образования. К его целям относится, по большому счёту, только социальное программирование и помощь в социальной адаптации каждого из учеников. В результате (на выходе) выпускники имеют достаточно чёткий ментальный (социальный) образ себя и без особых проблем «вписываются» в общество, которому, в общем-то, всё равно, в какой именно они «впишутся» роли: работника, преступника, тюремщика, творческой знаменитости, бездельника, богача, бедняка или президента. Главное, чтобы новый член общества стал частью системы и играл по её правилам, остальное общество не волнует. При этом многие люди ошибочно полагают, что они и есть общество, тогда как в действительности общество – это только власть , а все остальные – это лишь ресурс : электорат, потребители, налогоплательщики, «пушечное мясо». В этой связи́ Истина представляет для системы реальную угрозу, поскольку претендует дать достоверные ответы на фундаментальные вопросы человечества...

Краткая рецензия на фильм «Поступь хаоса» / «Chaos Walking» (2021)

Изображение
Очень красивый фильм о содержании жизни Разума. Эпиграфом   к фильму выбраны слова: «Шум – это мысли человека, которые рождаются в его голове непрерывно. И без фильтра человек становится просто… поступью хаоса, сметающего всё на своём пути». Мы устраиваем физический мир: форму социальной организации, формы взаимоотношений, формы и содержание нашей деятельности и т.д. – как отражение своего внутреннего мира: своих взглядов, убеждений, страхов, верований, знаний, домыслов, предположений, допущений, обобщений, представлений, и т.д., – обусловливающих наше восприятие, мышление и чувствование. Этот фильм предлагает довольно яркую иллюстрацию, ка́к это может происходить, но главное – он побуждает к исследованию, ка́к это фактически происходит. Если же мы не исследуем со всей тщательностью и ответственностью свой внутренний мир и правящие нами идеи, то мы воистину не ведаем , что творим .   Рекомендую посмотреть или ещё раз пересмотреть этот красивый фильм. #философия #самопо...

История: Улыбка Старого Шана.

Изображение
Прошло три года, и я изгнал из сердца думы об истинном и ложном, а устам запретил говорить о полезном и вредном. Лишь тогда удостоился я взгляда Старого Шана. Прошло пять лет, и в сердце родились новые думы об истинном и ложном, устами по-новому заговорил о полезном и вредном. Лишь тогда я удостоился улыбки Старого Шана. Прошло семь лет, и, давая волю своему сердцу, я уже не думал ни об истинном, ни о ложном, давая волю своим устам, не говорил ни о полезном, ни о вредном. Лишь тогда учитель позвал меня и усадил рядом с собой на циновке. Прошло девять лет, и как бы ни принуждал я своё сердце думать, как бы ни принуждал свои уста говорить, уже не ведал, что для меня истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно; не ведал, что для других истинно, а что ложно, что полезно, а что вредно. Перестал отличать внутреннее от внешнего. И тогда все чувства как бы слились в одно: зрение уподобилось слуху, слух – обонянию, обоняние – вкусу. Мысль сгустилась, а тело освободилось, кости и мускулы с...

Размышления по книге: Роберт Сапольски «Биология добра и зла», #14

Изображение
« Подростковый возраст – это время риска и поиска нового ». – На мой взгляд, точнее было бы сказать, что это время только поиска нового, поскольку риск тогда попросту не осознаётся в упоении своим безграничным потенциалом. Но со временем молодые «крылья» подрезают, ум загоняют в рамки, устрашают и принижают, блокируя весь потенциал навязанной самоидентификацией, – тут и сказочке (про безгранично счастливую жизнь) конец, наступают «рациональные» будни. « Награда благоразумно соразмерная кажется им [подросткам] никчёмной ». – Чья это оценка? На каком основании? – Опыт лишний раз подчёркивает усреднённость системы ценностей, форм мышления и, по сути, жёсткую запрограммированность (обусловленность) «взрослых», тогда как ум и восприятие подростков гораздо свободнее и непосредственнее. Для поистине свободного творческого ума и с годами среднее вознаграждение будет так же отвратительно или, по крайней мере, неинтересно. «Для них [подростков] сила ощущения чужой боли граничит с ощущен...

Что такое счастье? И как быть счастливым(ой)?

Изображение
В вопросе о счастье, пожалуй, больше лжи, путаницы и спекуляций, чем в каком-либо другом. Между тем дать на него истинный ответ не так уж сложно. Во-первых, необходимо уяснить разницу между счастьем и удовлетворением, – это вообще никак не связанные понятия, хотя, наверное, большинство людей (и учений) приравнивают счастье к удовлетворению или, наоборот, удовлетворение – к счастью. Но удовлетворение относится к области желаний , а желания обусловлены принятым ментальным образом (в качестве) себя . Например: мусульманин желает быть угодным Аллаху, христианин – Христу, сексуальный маньяк домогается до объектов своего сексуального вожделения, бандит жаждет власти, спортсмен – победы, монах – уединения, и т.д. В общем случае разум в соответствии с принятым мировоззрением (т.е. в соответствии с принятыми ответами на вопросы: кто мы? откуда мы? зачем мы здесь? и куда мы идём?) – формирует некую систему ценностей , к компонентам которой затем и устремляет свои желания. Так что, если Вы п...

Краткая рецензия на фильм «Воскрешая чемпиона» / «Resurrecting the Champ» (2007)

Изображение
В сфере журналистики достоверность публикуемой информации – это вопрос профессиональной этики, за несоблюдение которой может быть поставлен вопрос о профессиональной пригодности, однако в эру интернета и информационных войн достоверность публикуемой информации стала, по сути, вопросом только личного выбора. Ответственность (или безответственность) решения сообщать только правду или вводить в заблуждение зависит от понимания (или непонимания), что представляет собой по своей сути Человек, а также какую роль играет в жизни Человека и какое влияние оказывает на его жизнь истинная и лживая информация. Стать лжецом легко и просто, но вместе с тем это означает утратить самое дорогое, что только есть у Человека, – своё истинное «Я»!   Рекомендую посмотреть или ещё раз пересмотреть этот глубокий фильм. #философия #самопознание #мировоззрение #смысл жизни #критическое мышление #сознание #истина #свобода #образование #разум #здравомыслие #любовь #логика #душа #саморазвитие