В продолжение темы – Критические замечания #13 к книге «Приключения идей» (автор Альфред Норт Уайтхед)
В продолжение темы – Критические замечания к книге «Приключения идей» (автор Альфред Норт Уайтхед):
⠀⠀«Ребёнок чувствует радость своей матери как некое данное и соответствующим образом переживает его с данной эмоциональной окраской. Это данное вытекает из непосредственного прошлого. Оно проецируется на область настоящего, занятую соединением событий, образующих сложный факт существования матери с её телом и душой».
Интересно функционирует формальное мышление: выражение «мать с её телом и душой» ставит на первое место ролевой персонаж, а сущность (душу) пристыковывает к нему в качестве объективной принадлежности. Тогда как должно быть всё наоборот: «душа с её телом и ролью матери». С таких исправлений и начинается возвращение разума к здравомыслию.
⠀⠀«Данную разновидность истины»…
Словосочетание «разновидность истины» звучит как оксюморон. Разновидность бывает у лжи, а истина – всегда одна, на то она и истина.
⠀⠀«Сложный сплав истинностных отношений с примесью ложности образует косвенную способность искусства выражать истину».
Смесь истины и лжи – это в целом всегда ложь, выделить из которой истину, как правило, может лишь тот, кто знает чистую истину без примеси лжи. Таким образом, все остальные, воспринимающие искусство как смесь истины и лжи, – воспринимают в целом именно ложь, как бы им ни хотелось верить в обратное.
⠀⠀«Нужная нам прямая истина заключается в соответствии ясной и чёткой видимости реальности. В человеческом опыте ясным и чётким явлением будет, прежде всего, чувственное восприятие».
Приехали! Откуда можно получить гарантии, что чувственное восприятие соответствует реальности? – О какой вообще реальности идёт речь? То, что автор смело называет словом «реальность», явно не является Реальностью. Как и то, что автор смело называет словом «истина», вовсе не является Истиной. Ранее сам автор констатировал, что: «опора исключительно на чувственное восприятие приводит к ложной метафизике».
⠀⠀«Именно в этом состояла заслуга христианства, которое принесло с собой новые идеалы социальной жизни».
В сущности знакомое нам по современности (2020г.) христианство не привнесло в общественное устройство ничего нового. Для понимания этого факта достаточно обратиться к истории религий и провести сравнительный анализ принципов.
⠀⠀«Истинностное отношение не обязательно прекрасно. Оно даже не обязательно нейтрально и может быть злом».
Приплыли… Что уж действительно может быть «злом», так это красота, когда она используется как «наживка». Это к красоте применяются эпитеты, что она бывает: обманчивая, губительная, рокова́я и т.п. За красотой внешней формы нередко может скрываться самое ужасное содержание, что относится не только к человеческим отношениям, но и находит свою реализацию в природе: «прекрасные» хищные растения, рыбы, насекомые, животные…
⠀⠀«Истина варьируется по своей степени, видам и значимости».
Это ложь, как у Булгакова в «Мастер и Маргарита»: у осетрины не бывает степеней свежести, у осетрины может быть только одна свежесть – первая, и она же последняя.
⠀⠀«Конечный итог, к которому стремится искусство, имеет две стороны – истину и красоту».
Это вообще не так. Искусство стремится к самовыражению, и если творец пребывает в состоянии иллюзии, агонии, депрессии, потерянности, страдания и т.п., то его творения будут выражать именно это, что может вообще не иметь никакого отношения ни к красоте, ни к истине, ни к реальности.
[ Продолжение следует… ]
Комментарии
Отправить комментарий